Грб Краљевине Србије Грб Центра

HIGH PATRONAGE
ВИСОКИ
ПОКРОВИТЕЉ

BOARD FOR HERALDIC AND GENEALOGICAL STUDIES
ОДБОР ЗА
ХЕРАЛДИЧКЕ
И ГЕНЕАЛОШКЕ СТУДИЈЕ

BOARD FOR CULTURE
ОДБОР ЗА
КУЛТУРУ

BOARD FOR HISTORIOGRPHY
ОДБОР ЗА
ИСТОРИОГРАФИЈУ

BOARD FOR POLITICAL THEORY
ОДБОР ЗА
ПОЛИТИЧКУ
ТЕОРИЈУ

Serbian Orthodox Action ''Sabor''
СРБСКА
ПРАВОСЛАВНА
АКЦИЈА
''САБОР''

 

ПОЧЕТНА
О НАМА
СИМВОЛИ
Грб
Застава
Слава
АКТИВНОСТИ
Документи
Саопштења
Трибине
Медији
Најаве
РИЗНИЦА
Извори
Мисли
Истраживања
Разно
НОВО(мапа)
ЛИНКОВИ

064/ 201 27 26
czipm@yubc.net





Грб Светога Благовернога Цара-Мученика Николаја II Романова




Dr. Владимир Константинович Невярович





О ЦАРСКОМ ИСКУПЛЕНИИ






Свети Благоверни Цар-Мученик Николај II Романов




Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва.
Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия



Государь Николай II






    В последние годы в российских православных средствах массовой информации несколько раз поднимался вопрос, касающейся мученической и искупительной жертвы святого Царя страстотерпца Николая II. В периодической прессе ныне формируется устойчивое мнение о недопустимости употребления самого термина «искупление» по отношению к Царю. Желая лично разобраться в истории этого вопроса и его сути, осуществил я небольшой экскурс в рамках доступной литературы и кратко изложил некоторые мысли и частные выводы в настоящей статье.





Dr. Владимир Константинович Невярович пред сликом Светих Царских Мученика 
- рад Ксеније Владимировне Вишпољске





Његова Светост Патријарх Моковски и Целе Русије Г.Г. Алексеј II (Родигер)    Еще незадолго до канонизации Царственных мучеников на Архиерейском Соборе 2000 года в 4 номере журнала «Благодатный огонь» была опубликована статья диакона Даниила Сысоева «Богословские соблазны монархического движения» http://www.moskvam.ru/blessed_fire/04_2000/susoev.htm, где в резкой форме были подвергнуты критике сторонники всенародного покаяния русского народа в грехе цареубийства, а также всех тех, кто называет мученический жертвенный подвиг Царя Николая Второго искупительным. С позицией диакона Даниила Сысоева солидарен и во многом дополняет его в своей публикации белорусский священник Петр Андриевский (http://www.moskvam.ru/blessed_fire/05_2000/andrievskii.htm).

    Наконец, в статье религиозного обозревателя газеты "Русская мысль" Александра Ивановича Кырлежева «Утвердится ли в России новая ересь?» (p://religion.ng.ru/facts/2000-11-15/1_analis.html) делается попытка обозначить саму концепцию об искупительной жертве Царя Николая Второго как очередную («новую») ересь. Правда, относятся вышеперечисленные статьи к 2000 году, и далеко не все из числа всероссийского клира, включая архипастырей РПЦ, судя по публикациям в том же интернете, разделяют данную точку зрения. К примеру, бывший владыка Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек (Лебедев) и московский священник Максим Козлов на сей счет высказывали совершенно иное мнение.. Обширная статья Вадима Кузнецова, истолковывающая суть термина «Царь-искупитель» и его правомерность, в том числе и с позиций догматического богословия, размещена на сайте Православно-державного союза (http://pravds.narod.ru/mayak/2005/1/2.htm) заслуживает также самого пристального внимания, несмотря на свой откровенно категоричный пафос и далеко не бесспорные утверждения. Замечательно емко и точно описывает религиозно-мистический смысл подвига царя-мученика Николая Второго в своих статьях архимандрит Рафаил (Карелин) (смотри персональный сайт этого удивительного современного богослова и проповедника), вместе с тем, отвергая идею об искуплении…

Мр. Олег Владимирович Коршунов (Сарадник ЦИПМ)    Говоря же о теме, касающейся касающегося всенародного покаяния русского народа в грехах богоотступничества и цареубийства, следует достаточно определенно сказать, что данная проблема уже глубоко и всесторонне освещена в трудах святых отцов последних времен и как справедливо написал в одной из своих работ москвич Олег Владимирович Коршунов, ныне по сути вполне выработано «общецерковное мнение по этому вопросу»

     «1. Церковное мнение о грехе цареубийства.

    Святая Церковь достаточно ясно выразила свое мнение во всей соборной полноте в лице:- своих святых: свт. Тихона, патр. Московского и всея Руси, свт. Иоанна, архиеп. Сан-Францизского, прав. Николая Псковоезерского и иных, недвусмысленно обличавших народ в грехе цареубийства;

    - ныне здравствующего Патриарха и Синода РПЦ, дважды в 1993 и 1998 г.г. от лица всей Церкви призывавших к всенародному покаянию в грехе цареубийства;

    - в Бозе почивших отечественных и зарубежных церковных Иерархов: митр. Иоанна (Снычева), митр. Анастасия (Грибановского), митр. Вениамина (Федченкова), архиеп. Нафанаила (Львова), архиеп. Аверкия (Таушева), еп. Нектария (Концевича) и др., всесторонне осветивших вопрос о вине цареубийства;

    - русских подвижников благочестия: князя Жевахова Н.Д., игум. Серафима (Кузнецова) и др., чьи высказывания по этому поводу дошли до нас и широко известны;

    - наших современников – 500 участников Собора православных мирян «Всенародное покаяние» (г.Москва, 21 сент. 1999 г.), присоединившихся к упомянутым призывам Святейшего патриарха Алексия II.».

Свети Свештеномученик Патријарх Моковски и Целе Русије Тихон    Колеблющимся же можно предложить еще раз отдельно внимательно прочитать обращение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода в связи 75 летия и 80 летия со дня трагической гибели Царственных мучеников («Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании… Мы призываем к покаянию весь наш народ…»). И если всенародное покаяние русского народа, к которому призывали святейший Патриарх и святые Отцы последних времен есть «ересь», то пусть сторонники этого уж очень смелого утверждения тогда как-то объяснят слова святейшего и святых Отцов, прежде чем произносить эти страшные обвинения, иначе косвенно можно ведь и подумать, что главный распространитель «ереси» ныне никто иной, как сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй!? Неловко как-то здесь получается. А если исторически пойти еще дальше, то и Всенародное покаяние русского народа в 1607 году, где русский народ каялся не только за себя «но и о тех, иже света сего отшедшая отца и братию нашу и о тех молим и просим», как было написано в чине покаяния,- тоже следует отнести в русле высказанных идей к актам еретического плана.

    Однако не все так просто и кажущаяся на поверхности истина нередко оборачивается серьезным заблуждением. Весьма показательны в этом плане, к примеру, ответы диакона Андрея Кураева, также обвиненного во всевозможных ересях, в статье вышеупомянотого священника Петра Андреевского в «Русском вестнике» (Свящ. Петр Андриевский “О ересях диакона Андрея Кураева” /Русский вестник. № 44-45, 1998/).

Ђакон Андреј Курајев    Думается, что прежде, чем объявить о еретичности того или иного нового явления в православной жизни нужно очень глубоко и всесторонне внимательно проработать вопрос, желательно соборно, как это было принято всегда в Православии, а уж потом делать из этого выводы. Впрочем, Государь Николай Второй в апологии вовсе и не нуждается, и искупил ли он своей жертвой грехи русского народа или нет и в какой полноте может знать лишь один Господь. Вместе тем, вопрос об искуплении весьма интересен не с позиции наших личных мнений, а именно согласуясь с мнениями целого ряда подвижников святости и благочестия, часть из которых, к примеру, уже причислена ныне к лику святых. И понятие «Искупитель» (конечно же, в отношении царя Николая лишь с маленькой буквы!: «искупитель»), несмотря на необыкновенную высоту, ибо этим именем нередко называется Сам Спаситель, вместе с богословским, имеет и иную смысловую составляющую, о чем и пойдет речь ниже. Но давайте все же по порядку. Согласно Толковому словарю В.И. Даля, «Искупитель м. - ница ж. избавитель, выручатель, выкупатель; кто выкупил или выручил кого чем-либо из беды, из заключения. Искупителем зовем мы Спасителя, Господа Иисуса Христа» (В.И. Даль Толковы словарь живого великорусского языка, т.II с. 20, М. 1999). В полном православном богословском Энциклопедическом словаре об искуплении сказано: «Искупление-славянскоеслово, взято с греческ., означающего освобождение от рабства. Таким образом, освобождение евреев от египетского рабства есть искупление, a Моисей - «искупитель» (Деян.7.39)». Естественно все иные искупления и искупители не сопоставимы с Искупителем Иисусом Христом, который один лишь и пишется с заглавной буквы. Христос искупил все человечество от греха. Как сказано в том же энциклопедическом словаре, чтобы освободить нас « Христос пожертвовал Свою жизнь, душу свою отдал (Матф. 20,28; Марк. 10,45), пролил Свою Кровь (Римл. 3,25. Еф. 1,; кол. 1,14; Евр. 9,12. Теперь, выкупленные от греха Хр. (Кор. 5,20; 6,23;2 Петра 2,1; Апок. 5,0; Галл 3,13;4,5), освободились все люди (1К.2,6;) на все времена (Евр.9,12)». Свети Митрополит Московски и Коломенски Макарије (Невски-Парвицки)

    Искупительным подвигом Христа нам даровано возможность вечного спасения на вечные времена.

    Само по себе разумеется, что никто из здравомыслящих людей не станет подвергать полноту искупления Спасителя и подменять богословское понятие об искуплении, имеющее отношение сугубо и только к Спасителю.

    Однако говорить об искупительной жертве последнего русского святого царя по отношению к своему народу, за который он продолжает молиться пред Богом, на мой взгляд, все же правомерно, ибо об этом пророчески говорил и сам Государь Николай II, в своем искреннем желании принести эту жертву (смотри эпиграф к настоящей статье) и прозорливец Авель, и Московский митрополит Макарий (Невский-Парвицкий), и оптинский старец Нектарий и ряд других подвижников святости и благочестия.

    Чтобы не быть голословным приведу дословно некоторые из этих свидетельств:

    1) Пророчество монаха Авеля.

    «Николаю Второму-святому царю, Иову многострадальному подобному… На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой- бескровной жертве подобно» (пророчество монаха Авеля о царе Николае II из книги «Житие преподобного Авеля прорицателя», изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, с.42, 1995).

    2) «Русский народ прощен»: видение во сне митрополиту Макарию о Царе Николае Втором

Свети Преподобни Монах-Пророк Авељ    Заснувши вскоре, я вижу… со Спасителем стоит государь Николай Александрович. Спаситель говорит государю: «Видишь, в Моих руках две чаши. Вот эта-горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, для тебя». Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит посреди поля государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: «Государь взял вину русского народа на себя и русский народ прощен».(Цитируется по книге Владимира Губанова Николай II : «Венец земной и небесный» с.169-170 М. «Лествица» 1999)

    3) Истолкование пророческого видения о революции, бывшее священнику отцу Митрофану (Серебрянскому) св. В. Княгиней Елисаветою (О. Митрофану в 1917 году перед февральской революцией было во сне видение в виде трех сменявших друг друга картин. На третьей картине было изображение царской семьи в черной рамке, из краев которой начинают вырастать побеги, которые потом закрывают всё изображение белыми лилиями)

    «Третья картина означает, что в России будет революция и царская семья погибнет во искупление вины своей перед народом и тех беззаконий, которые творились при дворе».

    В данном случае, по разумению В. Княгини Елисаветы, искупление, как видите, касается не только личной вины царя и его семьи перед народом, но и всего Царского двора.

    4) Близкую позицию, но опять таки с позиции искупления, занимает, по-видимому, и оптинский старец Нектарий (Тихонов):

Свети Старац Нектарије (Тихонов) Оптински    «Да, этот Государь будет великомучеником. В последнее время он искупит свою жизнь, и если люди не обратятся к Богу, то не только Россия – вся Европа провалится…» (цит. по книге Губанова Николай II: «Венец земной и небесный», с.127)

    Исключительно интересны и существенно дополняют приведенные выше данные описания необыкновенного видения Дивеевской старицы Ксении в декабре 1917 года , поэтически переложенное Сергеем Бехтеевым (смотри стихотворение поэта "Видение Дивеевской старицы"), а также видения юной девочки Оли Бойко, отраженные в письмах С.А. Нилуса и пересказе игумена Серафима (Кузнецова).

     Итак, вопрос об искупительной жертве последнего русского царя вовсе не так прост, как показалось критикам и имеет свои исторические основы и связь с мнениями весьма достойных и почитаемых в православии людей. К примеру, митрополит Макарий уже при жизни почитался в России «Яко един от древних», а С.А. Нилус, которому был передан тот сон, однозначно не стал бы его распространять, если бы увидел там какую-либо еретичность.

    Думается, что вопрос о Царском искуплении остается и ныне для всех нас нераскрытой до конца тайной, и лишь Господь Бог знает о сути свершившегося.

    В русском народе говорили: «Народ согрешит – Царь умолит».С этих позиций, достоверно известно, что Царь молился за Россию и свой народ, всегда готов был принести свою жизнь, как искупительную жертву, если бы то понадобилось для спасения России. Будучи прославленым в лике святых он и ныне продолжает молиться за любимое отечество, и молитвы Царя в этом смысле также можно считать искупительными для всех нас…

    А Россию, несмотря на чудовищные грехи Бого-и цареотступничества Господь помиловал и это непреложный факт. Великой милостью для отечества также было явление иконы Державныя Божия Матери 2 марта 1917 года. Смысл этого чуда, безусловно, ныне ясен всем православным людям во всем мире: Сама Царица Небесная приняла на себя державную власть в России - своем последнем уделе.

    Как писал схимонах святогорец Никодим «люди в советской России… искупили свой грех тяжкими страданиями при коммунистах» (книга «Русская идеология» с. 426) и это утверждение абсолютно верное и не содержит в себе ереси, ибо смысл искупления (за какие грехи и почему) здесь вполне ясен.

Сергеј Александрович Нилус    Искупительную жертву Царя Николая II следует рассматривать не только с богословско-догматических позиций, но и религиозно-мистических, нравственных, философских и даже аллегорических. Также, к примеру, как слова в первом послании Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова о том, что уже «теперь появилось много антихристов» (2:18) нельзя понимать в полноте самого богословского понятия «антихрист», касающегося самых последних времен, но антихристами в свое время называли (и не без оснований!) и Лютера, и Гитлера и Сталина и Ленина. Как писал архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье «Свет и тени Екатеринбурга», « …в жизни императора Николая, уже ставшей житием, особенно явственно выступают силуэты Голгофы. Это вовсе не сравнение царя Николая с Господом. Даже величайший из святых Иоанн Креститель говорил, что он недостоин развязать ремня обуви Христа. Здесь другое, - промыслительное сходство, которое должно указать на сокровенную глубину мученического подвига царя ».

    Больше всего нападок со стороны противников признания искупительности в подвиге святого Царя-мученика Николая Второго подвергается, пожалуй, «акафист Великомученику и страстотерпцу Царю Николаю», составленный, как представляется, силами богословской мысли Русской Православной Церкви Заграницей, где прославление Государя Николая состоялось почти на 20 лет раньше, нежели в России. По крайне мере, еще встречаются и по ныне отпечатанные экземпляры акафистов с благословением Митрополита Виталия (Устинова). Особенно смущают критиков слова акафиста из икоса 1 «тя бо избра по образу Сына Своего Единородного в жертву искупления за грехи людей российских».

    Истины ради, следует отметить, что здесь, быть может, выбран не самый удачный оборот, граничащий с богословской неточностью. Вместе с тем, все последующие слова акафиста ясно дают понять, что Царь Николай прославляется не как некий новый Искупитель и Спаситель для России, а как «любимое чадо Христа», что жертва царя была христоподобною, что царь молился и молится пред Господом за Россию, самим подвигом своим, своим восхождением на «Царскую Голгофу» призывая и весь народ русский к покаянию, ибо без покаяния не бывает и прощения.

    Таким образом, представляется, что употребление слов «искупительная жертва» царя Николая Второго и даже « Царь-искупитель» имеют под собой реальную почву, совершенно не противореча Његово Високопреосвештенство Митрополит Виталиј (Јустинов)Православному учению об Искуплении, но должны все же употребляться в строго определенных смыслах и границах.

    И в заключении хочется с горечью констатировать печальный факт все более ощутимого махрового роста антимонархизма в России, что находит отражение и в так называемых «православных» публикациях. Даже сам призрак православной монархии продолжает пугать ее врагов и потомков богоотступников и цареубиц. Даже мертвый Царь-мученик ненавистен демоническим силам, чему свидетельствуют, в частности наглые взрывы и осквернения памятника Государю Императору Николаю Второму в России. Под видом радения за правду и поиска истины множатся публикации, порочащие светлый образ святого Царя Николая и его Венценосной Семьи. Святые говорили, что даже мыслью нельзя прикасаться недолжным образом к Помазанникам Божьим, что люди, чувствующие в себе какие-либо антипатические чувства по отношению к православным Государям, должны немедленно исповедовать их, ибо нередко они суть проявлений скрытого беснования.



+ + +




ЦАРЬ-ИСКУПИТЕЛЬ



Было ль царское искупление
И российского люда спасение?
Или всё это только лишь «мнение»?
Кто поможет рассеять сомнение?


Государь Николай по велению
Своей совести дал отречение
От Престола, для смут прекращения
И победной войны завершения.Пети Печат


И подобно Христу, заточение
Претерпел Государь и гонения,
Клеветы и хулы, оскорбления
И измены, народа забвение.


Жертва Господу та, без сомнения,
Была царской любви приношение.
Жизнь свою царь отдал в искупление
За народ и грехов умаление.


И «Державной» иконы явление
Было знаком, залогом прощения,
И в грядущем народа спасения,
Православной Руси воскресения


А теперь распускают вдруг мнения,
Будто не было жертвы спасения.
Царь не вымолил, мол, искупления
За грехи и угар помрачения.


Ничего, наберемся терпения,
Сам Господь подаёт вразумление,
Может, будет ещё отрезвление,
К покаянью Руси устремление,


За безумство и богоглумление,
Храмов наших святых разграбление
И убийство царя попущение,
И всеобщее душ развращение.


Верю, дарует Бог нам прощение,
Ждет врагов Государя отмщение.
Просияет святых прославление
И от плена придет избавление!




Грб Светога Благовернога Цара-Мученика Николаја II Романова


Српска Православна Црква

Епархија Рашко-Призренска - најновије информације са Косова - сведочења о терору над Србима

КОСОВО - Истина нема власника!

ОДБОР ЗА КОСОВО И МЕТОХИЈУ СВЕТОГA АРХИЈЕРЕЈСКОГA САБОРА СРПСКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ЦРКВЕ

ОДБОР ЗА ЈАСЕНОВАЦ СВЕТОГA АРХИЈЕРЕЈСКОГA САБОРА СРПСКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ЦРКВЕ

Помозите обнову Свете српске Царске Лавре - Манастира Хиландара

Епархија Западноевропска - Холандија


Српска Православна Црквена Општина Успења Пресвете Богородице у Цириху

Њ.К.В. Кнез Александар (Павлов) Карађорђевић

Њ.К.В. Принц Александар Карађорђевић

Њ.К.В. Кнегиња Јелисавета Карађорђевић

Њ.К.В. Кнез Никола и Кнегиња Љиљана Карађорђевић

Фондација Њ.К.В. Принцезе Катарине Карађорђевић

Њ.К.В. Кнез Никола Петровић-Његош

Монархија кроз векове

Руски Царски Дом

Грчки Краљевски Дом

Српско хералдичко друштво ''Бели Орао''

Руска хералдичка колегија

Словеначко хералдичко друштво

Српски хералдички Интернет магазин ''Глас хералда''

Руско Православно Монархистичко друштво

Русија Верних

Иконографска радионица ''Павловић''

Издавачка кућа ''Конрас''

Амерички журнал за руске и словенске студије









Зауставите Б-92!

КОСОВСКА ГРАМАТА




веб мајстор Преузмите банер Преузмите банер