Грб Краљевине Србије Грб Центра

Под Високим Покровитељством 
Његовога Краљевскога Височанства 
Кнеза Александра Павла Карађорђевића
ВИСОКИ
ПОКРОВИТЕЉ

BOARD FOR HERALDIC AND GENEALOGICAL STUDIES
ОДБОР ЗА
ХЕРАЛДИЧКЕ
И ГЕНЕАЛОШКЕ СТУДИЈЕ

Serbian Orthodox Action ''Sabor''
СРБСКА
ПРАВОСЛАВНА
АКЦИЈА
''САБОР''

 

ПОЧЕТНА
О НАМА
СИМВОЛИ
Грб
Застава
Слава
АКТИВНОСТИ
Документи
Саопштења
Трибине
Медији
Најаве
РИЗНИЦА
Извори
Мисли
Истраживања
Разно
НОВО(мапа)
ЛИНКОВИ

064/ 201 27 26
czipm@yubc.net





Не вычеркнуть из русской истории темных страниц настоящей смуты.
Не вычеркнуть и светлых Белой борьбы.


Генерал П.Н. Врангель





БЕЛАЯ И КРАСНАЯ ИДЕИ В РОССИИ




Свети Благоверни Цар-Мученик Николај 
(мироточива Икона)




Кровь Его на нас и на детях наших (Мат.27,25)
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем... (Отк.20,11)





Ђенерал Барон Пјотр Николајевич Врангел    Нет оснований утверждать, что какой-то цвет в Божественном Домоустроительстве, избирательно, сам по себе хорош, а какой-то плох. Ибо все цвета - суть звенья единого, составные части палитры жизни, оттенки совершенного непостижимого великолепного мироздания (сравн. "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт.1,31).

    Вместе с тем, каждый цвет кроме внешнего своего восприятия несет и внутренний, глубинный смысл. Более того, в Идее каждого цвета сокрыто некое мистическое и даже сакраментальное значение для исторических судеб всего человечества.

    Воздействие конкретного цвета на наши эмоции, настроение, самочувствие, ощущения – факт общеизвестный и общепризнанный. Поэтому, к примеру, никому пока не приходит в голову разукрасить стены больничных детских палат в черные или кроваво-красные цвета!? Индивидуальные симпатии или антипатии к конкретным краскам и оттенкам, конечно же, имеют место. Существенно разнятся отношения к цветам также в различных странах и у разных народов, но, тем не менее, издавна действуют все же некие всеобщие универсальные законы цветовоздействия и цветовосприятия, которые присущи не только человеку, но даже некоторым видам животных, различающим цвета, и реагирующим на них строго определенным образом.

    (В данной статье нашими критериями по отношению к цветам будут, по понятным причинам, прежде всего Священное Писание и исторические традиции нашего отечества).

    С древнейших времен каждый цвет отождествлялся людьми с определенной идеей (идеями), причем идеи эти также не были случайными и несли нередко духовный смысл. Так, черный - соответствовал у многих народов мира несчастью, грусти, печали, трауру, утратам; голубой сопутствовал миру, покою, был любимым цветом многих мудрецов, белый отождествлялся с чистотой, невинностью, святостью, считался «идеальным цветом» и т.д.

    А вот как повествует о символике цветов Большой путеводитель по Библии: «Символическая сила цветов, относящихся, помимо всего прочего, к одежде или изображениям, имели большое значение (в библейские времена –В.Н.). Так, белый цвет означал радость, невинность,…красный – грех (Ис.1,18)». (М. изд. «Республика», с.462, 1993).

    Что же конкретно говорит об этом Священное Писание (цитирую указанную выше ссылку на Пророка Исаию)? «Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю».

    Простить «красные» грехи народу Бог обещает, если люди станут делать угодные Господу дела: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову…»(Ис 1:16,17) и оставят богонеугодные деяния.

    В знаменитом 50 псалме Царя Давида псалмопевец слезно взывая к Господу просит: «…Омыеши мя, и паче снега убелюся» ( Пс. 50,9). И тут же далее идет: «Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего» (Пс. 50,16).

    В псалме 25 , стих 9 есть упоминание про мужей кровей (красных мужей!): «Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». Так вот, по толкованию архиепископа Иринея, под именем этих «мужей кровей» следует разуметь человекоубийц и гонителей. Вообще, в Священном Писании красный цвет и образ крови нередко отображают именно грех. И первая невинно пролитая кровь Авеля также символизирует и первый в истории человечества грех братоубийства. «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли»,- говорит Господь Бог в Книге Бытия , обращая слова Свои к убийце - Каину (Быт.4,10).

    В связи с вышесказанным, думается, вовсе не случайно Иван Бунин выбрал для красной армии именно образ Каина, а белых воинов отождествил с Авелем. (См на сей счет знаменитую речь писателя «Миссия русской эмиграции», произнесенную 16 февраля 1924 года в Париже)


    Итак, в Священном Писании уже в Книге Ветхого Завета находим мы не просто упоминание, но в полном смысле слова кричаще-антиподное противопоставление красного - греховного, богопротивного и белого - чистого, богоугодного цветов. Хорошо известно, что в Священном Писании также нет ничего случайного. Итак красно-белое противостояние, точнее его истоки имеют библейское, еше ветхозаветное происхождение. Как будет раскрываться это идейное противостояние в Священных книгах Нового завета мы проследим несколько позднее. А пока возвратимся к нашему времени.

    Современная наука о цветах относит красный цвет к одному из основных цветов. Его особенностью, как утверждают специалисты, является способность вызывать наиболее сильную физиологическую реакцию в человеческом организме, которая проявляется, прежде всего, в учащении сердцебиений и приливах крови, активизируя при этом двигательную деятельность и энергию человека. Красный цвет-это цвет крови, страсти, огня и пожарищ, цвет войн (символом войны, как известно, является красная планета Марс) и революций. Красный цвет- это также предупреждение об опасности (на таком уровне воспринимается нами современный транспортный сфетофор), в древности он же был и символом языческих жертвоприношений, всякого рода вакханалий (но также и праздников, царских одеяний и пышного великолепия).

    В природе красный цвет-это цвет изобилия, цвет спелых ягод земляники, рябины и помидоров, цвет рубинов и гранат, мака и гвоздики, отблесков заката и восхода, один из цветов радуги
. В русском языке основное значение слова «красный» как бы двоякое: с одной стороны, это суть просто колер, с другой, в смыслах: красивый, нарядный, торжественный (красная девка, красная изба, красный звон (когда звонили во все, кроме большого, колокола),красная цена, красное крыльцо. Красный цвет символизировал также добротность, высокое качество, сортность: красное дерево, красная дичь, красный хлеб (пшеница), красный товар. Красному цвету посвящено множество русских народных пословиц, поговорок, среди которых есть, к примеру, и такие: «Красное солнышко на белом свете черную землю греет», «дурак любит красно, солдат любит ясно», «рад дурак красному», «не всякий умен, кто в красен наряжен», «ради красного словца не пожалеет родного отца», «рыжий да красный – человек опасный», и т.д.(В.И. Даль «Толковый словарь великорусского живого языка» М.т.2 с.187-188, 1999). Слово «красный» близко и родственно по происхождению к слову «прекрасный» (то есть замечательный, превосходный) и имеет общее с ним происхождение.Иван Буњин

    Вместе с тем, с древнейших лет Русь во всем мире все же ассоциировалась не с красным, а белым цветом (имею в виду государственную идею, а не отдельные западные области, именовавшиеся именно червонными, то есть красными: Волынь, Подол). В Толковом словаре В.И. Даля читаем: «Народ называет белым: веру свою, царя и отечество» (с.153, т.1). Характерны и некоторые пословицы и словосочетания, употребляемые на предмет белого цвета: «На белой Руси свет не без добрых людей», «черное к белому не пристанет», «свет бел, да люди черны».

    Словом «белый» подчеркивали нередко и высоту происхождения, но лишь иногда высокое качество, так, «белые грибы, лучшие из всех наших грибов» (В.И.Даль, т.1,с.153) и почти никогда богатство, славу, торжества.

    Со словом «белый» ассоциировались и прочно вошли в русский язык такие понятия как белое лицо (и напротив, «красная рожа, личина»), белая береза, белый свет, белая совесть, белые ризы, белые крестьяне (то есть свободные от всех податей и повинностей), белопашцы (в Костромской губернии-потомки Ивана Сусанина) и т.д.

    Интересно, что и русского царя именовали в мире не иначе как «Белый царь». «Прозвание «белый царь» известно уже исторически в царств. Василия III . По мнению некоторых авторов, это название возникло вследствие уважения, которым пользовался белый цвет в древней Руси» (Полный православный богословский энциклопедический словарь Т.1, м. «Возрождение», 1992, стр. 426).

    Итак, и белый и красный цвета пользовались в Христовой России любовью и почитанием. Но предпочтением народа Божьего, люда Святой Руси, был все же не красный цвет, а белый, как символ чистоты, невинности, духовной и нравственной непорочности, святости. Да и само слово святой, ассоциируется и происходит от света, светлого, но никак не от красного или багряного. Красный же цвет в мифологии многих народов мира издавна, напротив неизменно отождествляется именно с демонической стихией (Сравн. к примеру найденный мною в Интернете отрывок из « Комментариев Терры к Принцу Хаоса»: «В цветовой символике ирландских мифов красный цвет неизменно связывается с потусторонним миром, особенно, когда он или связанные с этим миром персонажи имеют отношение к демонической сути»).

    В книгах Нового завета символика белого и красного цветов, точнее, накал их идейной непримиримой яростной борьбы вступает уже в наиболее яркую кульминационную фазу. Обратимся с особо пристальным вниманием к некоторым фрагментам самой таинственной книги Нового Завета – Откровению святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова:
    Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Отк.3,5) Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И даны были каждому из них одежды белые (Отк.6;9,10) И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (Откр.12,3).

    Красный дракон, по свидетельству самой же книги Откровения, был «диаволом и сатаной» (Отк.12,9), а мученики и исповедники, убиенные за Слово Божие, которым даны были белые одежды, погибали, конечно же, не за пресловутую красную сатанинскую идею, что ясно, как день, безо всяких дополнительных комментариев.

    В красное же одеяние (в порфиру и багряницу) облачена в Книге Откровение Иоанна Богослова (17; 3,4,5) «жена», «мать блудницам и мерзостям земным» (по некоторым святоотеческим толкованиям, в данном случае речь идет о развратившемся и падшем в беззакониях Риме), сидящая на звере багряном. Некоторые современные православные исследователи (например московский священник. Олег (Стеняев) в звере багряном видят апокалиптический символ коммунизма («Коммунизм - его апокалиптический символ - зверь багряный (Отк.17, 3). Как идеология безбожия коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства» и т.д. Доклад иерея Олега Стеняева на региональной научно-практической конференции "Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона)".

    Далее по тексту Откровения красную апокалиптическую картину завершают следующие слова Апостола-тайновидца: « я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим (Отк.17,6).

    Кульминацией победы Божьего (Священного, Белого Дела) звучат слова Апостола в заключительных главах Откровения:
    И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верой и Истиной, который праведно судит и воинствует (Отк.19.11) И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченных в виссон белый и чистый (Отк 19,14) И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем… (Отк.20,11).

    Завершая повествование о красном и белом в книгах Нового Завета, не забудем также остановиться, хотя бы бегло, еще на двух фрагментах Слова Божиего:
    Речь в частности пройдет о Преображение Господнем, где Господь Иисус Христос дивным образом предстал пред Апостолами в иной: сияющей, ослепительно белой и несравненной божественной красе: «И преобразился пред ними и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф.17;1,2). Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, « Он (Спаситель-В.Н.) сделался светлее, когда в Нем…просияло Божество» (Благовестник.Книга 1, с.153). Но Господь также обещает, что и праведники, достигшие Царствия Божия, также «воссияют как солнце» (Мат.13, 43).

    Как известно из житейной литературы, некоторые праведники уже на земле чудным образом, подобно Спасителю преображались сияя божественно-белым цветом.

    Итак, цвет божественности, ангельской чистоты, света (добра) неизменно предстает в Священном Писании и передается через белый цвет.

    Вспоминается стихотворение современного православного поэта, посвященному этому «цвету чистоты»
:
Митрополит Московски и Коломенски,
 Макарије (Невски)    Белый снег на зелёной траве.
    Белый свет на Фаворской горе.
    Белый Ангел за спиной у тебя.
    Белый вестник погоняет коня.

    Белый хлеб в огнезрачном вине
    станет Телом белым Христа.
    Покаяние в общей вине
    белой розой цветёт у Креста.

2000 г (Инок Всеволод (Филипьев) «Цвет чистоты»)

    И еще один новозаветный эпизод, на котором мы должны еще остановиться. Он касается страшного акта поношения и глумления иудеев над Спасителем. Вот краткая выборка жуткой сцены издевательств и бесчинств безумцев (сравн. поношение безумному дал мя еси (Пс.38,9)) над Самим Господом.

    «И , раздев Его, надели на Него багряницу…И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. И когда насмеялись над ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и
                                                                          повели Его на распятие» (Мат.27;29-31)»
.

    Символический смысл багряницы (прообраза будущего красного знамени!) блаженный Феофилакт Болгарский видит в обагренной крови убийственности природы человеческой, которую Господь наш воспринял и преобразил, освятил (см. Благовестник. книга 1, с. 242 М.2000).

    Говоря о мистическом смысле красного цвета, я совершенно далек от чувства панической неприязни к красному и не страдаю багряно и краснофобией (как, впрочем, и краснофилией). Более того, с большим уважением отношусь к трехцветному государственному российскому флагу, где красный цвет, как известно, присутствует( но занимает нижнюю позицию по отношению к белому!). Сложнее для меня принятие советского кумача с пятиконечной звездой, серпом и молотом, ибо символика этого флага уже отображает антихристианскую масонскую идею. Истории появления красного флага в России я уже касался в своей последней книге («Благословенно Царство»), а потому не буду повторяться вновь и адресую тех, кто интересуется историей происхождения красного цвета к указанному труду. Добавлю лишь еще к сказанному, что красный цвет стал символом всех французских (масонских) революций, его происхождение также увязывают с именем Моисея Гессе (Hess) Моисей (21.6.1812, Бонн, - 6.4.1875, Париж), автора «Красного катехизиса» и одного из основоположников современного сионизма, сумевшего заразить сатанинской коммунистической идеей сразу и Маркса и Энгельса, а также идейно повлиять на Бакунина. По признанию самого Моисея Гессе: «красный флаг символизирует непрекращающуюся революцию вплоть до окончательной победы рабочего класса во всех цивилизованных странах красной республики. Социалистическая революция — моя религия».


    По словам митрополита Московского Макария (Невского), красное знамя – «это не наше, русское знамя, а принесенное из другой страны, где оно когда-то было обагрено кровью»(Митрополит Макарий (Невский) Избранные слова. Речи, беседы и поучения. М. 1996. С.65).

    И А Бунин, говоря про знамена красных революционеров писал: «…знамя их было и есть интернациональное, то есть претендующее быть знаменем всех наций и дать миру взамен синайских скрижалей и Нагорной проповеди, взамен древних божеских уставов, нечто новое и дьявольское» (Окаянные дни. Миссия русской эмиграции. Тула 1992.С.302).

    По одной из исследовательских версий, красное знамя символизирует в тайных антихристианских обществах кровь, излившуюся из ран распятого Христа, а также кровь убиенных и замученных христиан.

    Итак, со всей очевидностью, можно утверждать, что красная и белая идеи имеют изначально определенно библейское происхождение, а потому принадлежат не времени, а временам, не эпохам, а вечности. Как утверждал наш выдающийся мыслитель Иван Александрович Ильин, «Белое дело не нами началось, не нами и кончится… . По глубокому смыслу своему Белая идея, выношенная и созревшая в духе русского православия, есть идея религиозная…Это идея борьбы с сатанинским началом в его личной и общественной форме» ( из статьи проф. И.А Ильина «Белая идея»).

    И напротив, красная идея есть по сути своей идея богоборческая, сатанинская, антиправославная. Главный идеолог красного дела (как не пытаются ныне некоторые «миротворцы» оправдать и даже обелить сущность красной идеи) есть сатана, изначально человекоубийца и враг рода человеческого, отец лжи и всякого беззакония. Он же, по мнению преп. Серафима Саровского и других святых отцов- есть и первый революционер-крамольник, а отсюда и отец всех революций, включая «Великую» Октябрьскую социалистическую…

    Выводы эти бесспорны и (исходя из православного учения) поистине неопровержимы. Однако произнести и выговорить это ныне внятно, почему-то считается делом зазорным, по причине якобы нежелания нагнетать политические страсти и оскорблять достоинства бывших коммунистов, которых у нас еще немало. Но дело здесь вовсе не в политических страстях, ибо суть непримиримой битвы красного и белого дела как раз не политическая, а сугубо религиозная. И бояться оскорбить здесь никого не следует, ибо молчанием, напротив, оскорбляется и предается Сам Бог и Его священное Белое Дело.

Иван Александрович Иљин    Есть, впрочем, и идеологи нового веяния, пытающиеся слить белую и красную идею в единую, тогда получается нечто розовое или буро-коричневое. Но облик розовой России так же далек от святорусского идеала Святой Белой Руси, как далеки от истины новые современные утопии о построении демократического рая на земле.

    Наконец, активно делаются в последние годы попытки привить у нас в России желтую идею, идею наживы, продажности, блуда и бесчестия. Тема эта вопиет к чести и совести нашей, но в данной статье ее намеренно затрагивать я не буду.

    В последние годы интерес к подлинному смыслу красно-белого противостояния, развязанного в России искусственно ее внутренними и внешними врагами существенно возрос. Тому свидетельство и появление в продаже книг идеологов Белого дела, и попытки беспристрастного исторического анализа произошедшей трагедии, и новые богословские изыскания. Как писал мой любимый русский поэт Сергей Сергеевич Бехтеев в своем стихотворении «Грядущее»:

    Ударит час – родной слепец
    От красных бельм своих прозреет
    И все постигнет наконец,
    И козни вражие рассеет.
    Крестом саженным осеняясь,
    Спокойно, вдумчиво и кротко,
    Он с правдой установит связь,
    И истину запишет четко.
    К Европе подлой став спиной,
    И углубясь во мглу преданий,
    Он вынет гордо быт родной
    Из погребов воспоминаний.
    Пройдя сквозь грозный строй невзгод
    И раскусив нутром обманы,
    Начнет зализывать народ
    Свои дымящиеся раны.
    Он вспомнит набожных Царей,
    Их правду, Милость и смиренье,
    И проклянет поводырей
    Богопротивного движенья
    …………………………….
    Гляжу спокойно в даль веков,
    Без опасений и без страха –
    И зрю Россию без оков
    В державной шапке Мономаха.

Старый Футог
Сербия
1927

    Хочется верить, что пророческая поэтическая интуиция «царского гусляра» не подвела его и в этот раз…








Dr. Владимир Константинович Невярович


Српска Православна Црква

Епархија Рашко-Призренска - најновије информације са Косова - сведочења о терору над Србима

КОСОВО - Истина нема власника!

ОДБОР ЗА КОСОВО И МЕТОХИЈУ СВЕТОГA АРХИЈЕРЕЈСКОГA САБОРА СРПСКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ЦРКВЕ

ОДБОР ЗА ЈАСЕНОВАЦ СВЕТОГA АРХИЈЕРЕЈСКОГA САБОРА СРПСКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ЦРКВЕ

Помозите обнову Свете српске Царске Лавре - Манастира Хиландара

Епархија Западноевропска - Холандија


Српска Православна Црквена Општина Успења Пресвете Богородице у Цириху

Њ.К.В. Кнез Александар (Павлов) Карађорђевић

Њ.К.В. Принц Александар Карађорђевић

Њ.К.В. Кнегиња Јелисавета Карађорђевић

Њ.К.В. Кнез Никола и Кнегиња Љиљана Карађорђевић

Фондација Њ.К.В. Принцезе Катарине Карађорђевић

Њ.К.В. Кнез Никола Петровић-Његош

Монархија кроз векове

Руски Царски Дом

Грчки Краљевски Дом

Руска хералдичка колегија

Словеначко хералдичко друштво

Српски хералдички Интернет магазин ''Глас хералда''

Иконографска радионица ''Павловић''

Амерички журнал за руске и словенске студије









Зауставите Б-92!

КОСОВСКА ГРАМАТА




веб мајстор Преузмите банер Преузмите банер