Грб Краљевине Србије Грб Центра

HIGH PATRONAGE
ВИСОКИ
ПОКРОВИТЕЉ

SPIRITUAL PATRONAGE
ДУХОВНИ
ПОКРОВИТЕЉ

BOARD FOR HERALDIC AND GENEALOGICAL STUDIES
ОДБОР ЗА
ХЕРАЛДИЧКЕ
И ГЕНЕАЛОШКЕ СТУДИЈЕ

BOARD FOR CULTURE
ОДБОР ЗА
КУЛТУРУ

BOARD FOR HISTORIOGRPHY
ОДБОР ЗА
ИСТОРИОГРАФИЈУ

BOARD FOR POLITICAL THEORY
ОДБОР ЗА
ПОЛИТИЧКУ
ТЕОРИЈУ

Serbian Orthodox Action ''Sabor''
СРБСКА
ПРАВОСЛАВНА
АКЦИЈА
''САБОР''

Удружење за Борбу
Против Болести Зависности
''Свитање''
УДРУЖЕЊЕ ЗА БОРБУ
ПРОТИВ БОЛЕСТИ ЗАВИСНОСТИ
''СВИТАЊЕ''

 

ПОЧЕТНА
О НАМА
СИМВОЛИ
Грб
Застава
Слава
АКТИВНОСТИ
Документи
Саопштења
Трибине
Медији
Најаве
РИЗНИЦА
Извори
Мисли
Истраживања
Разно
НОВО(мапа)
ЛИНКОВИ

064/ 11 67 568
czipm@yubc.net













Игорь Петрович Воронин




«НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ» -
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
ИВАНА СОЛОНЕВИЧА












   Если на Западе имя Ивана Лукьяновича Солоневича ассоциируется в первую очередь с его книгой «Россия в концлагере», вышедшей на добром десятке языков, то в России самое известное его произведение – это «Народная Монархия». Итоговый труд писателя, публициста и политического мыслителя не переводился на иностранные языки, зато на русском имеет уже девять изданий, не считая публикаций отрывков в журналах, хрестоматиях и сборниках.

   Ничего удивительного. «Только для России» – этот девиз газеты «Голос России» И. Л. Солоневич распространил и на книгу всей своей жизни. Первая часть «Народной Монархии» («Основные положения») начинается с подзаголовка «Только для России». Общий тираж четырех эмигрантских и пяти современных изданий 1990-2000-х гг. составляет около 70 тыс. экземпляров. Это на порядок меньше, чем предполагал автор в 1952 году, когда писал, что «Народная Монархия» «будет иметь миллионный тираж», [1] но все-таки в разы больше, чем имеет какая бы то ни было другая книга о Монархии, включая тихомировскую «Монархическую государственность». Наконец, несомненным показателем общественного признания нужно признать и тот факт, что работу Солоневича начали выпускать уже и т. н. коммерческие издательства – «Эксмо» в 2003 году и «РИМИС» в 2005-м.

   В настоящем докладе мы попытаемся проследить историю создания «Народной Монархии» и остановиться на некоторых принципиальных моментах, которые до сих пор, более чем полвека спустя после кончины автора, не были освещены.

   Известный деятель русской эмиграции Сергей Леонидович Войцеховский, с которым И. Л. Солоневича связывала личная дружба, писал вскоре после кончины автора «Народной Монархии»:

   «Иван Лукьянович Солоневич оставил политическое завещание. Оно сводится к двум мыслям:

   Благо России может быть обеспечено только Монархией,

   Монархия в России возможна только одна – народная бессословная.

   Иван Лукьянович твердил это всегда – и в 1919 году в Киеве, когда я с ним познакомился в редакции «Вечерних Огней», и годом позже, в Одессе, когда он о народной Монархии говорил в советском подполье нам, членам Союза Освобождения России; и со страниц своих газет и книг за рубежом; и в Уругвае, накануне смерти. <…>

   Величайшая заслуга Ивана Лукьяновича перед Россией, перед Монархией, перед русским народом и перед нами, русскими монархистами, состоит в том, что он сказал во всеуслышание:

   – Монархия в России будет Монархией Народной или ее не будет вовсе». [2]

   Свидетельство С. Л. Войцеховского имеет необычайную ценность. Все пишущие о главном труде И. Л. Солоневича, как правило, указывают, что автор начал работу над «Народной Монархией» во время Второй Мировой войны и что тогда она называлась «Белая Империя» (изначально – «Идея Белой Империи»). Однако очевидно, что отсчет надо начинать не с октября 1939 года, когда первые главы «Белой Империи» появились на страницах «Нашей Газеты», а гораздо раньше – с революции 1917 года. Именно тогда репортер суворинского «Нового Времени» Иван Солоневич начал осознавать себя в новом качестве – политического мыслителя.

   Работа в белогвардейских изданиях и в советском подполье в годы Гражданской войны, затем – жизнь в СССР, «на воле» и в концлагере, давали обильную пищу для размышлений. Эти «окаянные» наблюдения окружающей действительности и попытки углубленного изучения отечественной истории помогали накопить некую критическую массу необходимой информации.

   Настоящая политическая работа началась в эмиграции, куда И. Л. Солоневич вырвался вместе с братом и сыном после побега из лагеря и перехода советско-финской границы летом 1934 года. Но и здесь «выйти на оперативный простор» удалось лишь два года спустя – после переезда из Финляндии в Болгарию, с началом выпуска собственной газеты «Голос России».

   «Человек слова и дела, человек, которому было тесно в эмигрантской среде, И. Л. Солоневич ожидал скорейшего возвращения на Родину при скором падении большевизма, – констатирует современный исследователь М. Б. Смолин. – Он боялся опоздать и быть неготовым в быстро меняющейся обстановке кануна Второй мировой войны <…> Написание книги «Белая Империя» и есть результат этой готовности И. Л. Солоневича к имперскому строительству». [3]

   Свою задачу в это время И. Л. Солоневич формулировал следующим образом: «дать в руки зарубежного штабс-капитану по мере возможности законченную и по мере возможности безукоризненную монархически-национальную аргументацию. Дать русскому человеку вообще хорошо, убедительно и, что очень важно, ярко написанное изложение основ русской государственности». [4]

   До января 1940 года в «Нашей газете» были опубликованы две главы «Белой Империи» – «Дух народа» и «Монархия» (последняя была напечатана не до конца). С началом Второй мировой войны издавать газету стало значительно труднее, и она прекратила свое существование. И. Л. Солоневич пытается в 1940 году начать издание в Болгарии журнала «Родина», но невозможность этого предприятия стала очевидна после нескольких номеров. [5]

   Отдельным изданием «Белая Империя» (т. е. тот начальный фрагмент, что успел выйти на страницах «Нашей Газеты») была опубликована в 1941 г. в Шанхае стараниями Дальневосточной группы Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения. [6] В качестве приложения в сборник вошли также «Критика д-ра Позова [7] и ответ Ив. Солоневича», которые были опубликованы в 1940 г. в журнале «Родина».

   В том же виде, но с добавлением четырех статей И. Л. Солоневича из «Голоса России» и «Нашей Газеты», «Белая Империя» была переиздана в 1997 г. редакцией журнала «Москва». [8]

   Своеобразным конспектом первой версии «Народной Монархии» стали «Тезисы Народно-имперского (штабс-капитанского) движения», изданные в 1940 и 1941 годах дважды. [9] Был подготовлен и совсем уж «краткий курс» в виде брошюры под названием «Основы штабс-капитанского движения». [10]

   Как установил М. Б. Смолин, «Белая Империя», по замыслу И. Л. Солоневича должна была состоять по меньшей мере из шести глав:

   Дух народа.

   Монархия.

   О Православии.

   О вооруженной силе страны.

   Об экономическом положении.

   О правящем слое.

   В предисловии от автора к своей книге «Народная Монархия» И. Л. Солоневич пишет, что она является переработкой «Белой Империи». «При сравнении текстов той и другой книг легко убедиться – содержание их почти не повторяет друг друга». [11]

   М. Б. Смолин не совсем точен. «Народная Монархия» – это не переработка «Белой Империи» 1939-1940 гг., а другая, заново написанная книга, которая сначала должна была носить то же название, что и незаконченный труд, публиковавшийся в «Нашей Газете».

   И ту, старую «Белую Империю» в предисловии к «Народной Монархии» И. Л. Солоневич называет всего лишь «сборником статей». И в статье 1952 г. «По поводу «Народной Монархии» говорит о том, что работа над книгой началась в 1940 г. – то есть после приостановки публикации в «Нашей Газете».

   Кстати, в 1949 г. на последних страницах изданной в Буэнос-Айресе издательством «Наша Страна» работы И. Л. Солоневича «Диктатура импотентов» был опубликован анонс следующего содержания (поскольку ни в одном из переизданий он не воспроизводился, имеет смысл привести его полностью):

   «Того же автора:

   Белая Империя

   Дух народа. – Киевская Русь. – Золотой век Москвы. – Петр Первый. – Диктатура дворянства. – Возрождение монархии. –


* * *


   Т е м а : Русская интеллигенция, «оторванная от народа» в течение лет двухсот пыталась перестроить Россию на свой образец – на полтораста своих образцов. С этой целью она рисовала нам: отвратную рожу царской России и светлый лик великой и бескровной. Светлый лик великой и бескровной мы сейчас можем наблюдать невооруженным глазом. И можем с абсолютной степенью бесспорности установить, что все прогнозы русской интеллигенции были сплошным вздором. «Белая Империя» доказывает, что совершенно таким же вздором были все диагнозы – то-есть, что русская книжная, революционная и прочая интеллигенция врала совершенно о д и н а к о в о : и о нашем будущем, но также и о нашем прошлом.

   Сейчас, когда долгожданная, светлая, великая и совершенно бескровная, наконец, сволочь все-таки пришла и когда ее сеятели и зачинщики более или менее благополучно удрали от своих собственных посевов - они продолжают свою двухвековую работу по разрушению всего, что у нас есть ценного и настоящего и замене его стапетьюдесятью новыми отсебятинами. «Белая Империя» пытается установить своеобразие русской психологии и русской истории и дать конструктивную идею, которая была бы основана на реальностях прошлого, а не на отсебятинах о будущем. Реальность прошлого есть Империя, с а м а я справедливая во всей мировой истории и построенная на «за веру, царя и отечество», а не на атеизме, керенщине или интернационале. На религии, традиции и инстинкте, а не на философии, революции и рационализме. Возрождение одиннадцативековой традиции есть единственный путь к возрождению России». [12]

   Этот текст был написан не позднее мая 1949 г. (в книге указано, когда она была отпечатана в типографии Dorrego). А завершилась работа над книгой, ставшей впоследствии известной под названием «Народная Монархия», судя по всему, в конце 1950 г.

   И. Л. Солоневич, после целого ряда «синхронизированных», как он говорил, доносов был выслан из Аргентины летом 1950 г. и переехал в Уругвай.

   В письме от 27 сентября 1950 г. верный соратник В. К. Левашов-Дубровский, оставшийся в Буэнос-Айресе, призывал Солоневича не разбрасываться на внутриэмигрантскую полемику: «ты должен переключить свои мысли в другую плоскость и заставлять машинку не «местию дышать», а рисовать те «контуры будущей России», которые ты ведь можешь сделать настолько интересными, что люди будут зачитываться. Надо подумать и об издании «Белой Империи». [13]

   Таким образом, мы установили, что, как минимум, до сентября 1950 г. «Народная Монархия» все еще называлась «Белой Империей».

   Как указывает нынешний редактор «Нашей Страны» Н. Л. Казанцев, переименование состоялось именно по почину В. К. Дубровского. Соответственно и довоенное штабс-капитанское движение получило название народно-монархического.

   Далее позволим себе привести пространную цитату из И. Л. Солоневича. Вот как, с присущими ему чувством юмора и откровенностью, он описывает процесс написания «Народной Монархии»:

   «Работа была начата в Берлине в 1940 году, когда первый опыт живого соприкосновения с просвещенной Европой вызвал целый ряд соображений, которые и легли в основу «Народной монархии». В Берлине у меня еще была библиотека, томов тысячи три. Длительность моего пребывания в Берлине мне уже и тогда казалась очень ограниченной. Потому, планируя свою работу, я сделал несколько сот выписок. Работа была начата уже в ссылке, в Померании, библиотека осталась в Берлине и погибла. В процессе работы выяснилось, что, как это и всегда бывает в таких случаях, выписок оказалось недостаточно, и пополнить их было нечем. Таким образом, в работе оказался целый ряд зияющих пробелов. Некоторые иллюстрации.

   Мне нужны были славянофилы. Когда-то я их читал, еще до Первой мировой. Само собою разумеется, что по тем временам целый ряд мыслей вовсе не приходил в голову. В Берлине я попытался их или купить, или достать. Купить оказалось невозможно. В Берлинской государственной библиотеке, где я был, так сказать, почетным абонентом, администрация и крутила и виляла, а книг этих я так и не получил: «Зачем вам такие книги?» Было сказано, что они упакованы и сложены в погреба. С тех пор и до этих пор славянофилов у меня так и нет.

   Я хорошо знаю Карла Маркса, не только «Капитал», но и все его писания. В его переписке с Ф. Энгельсом есть истинно убийственный отзыв о русских марксистах. В советских изданиях мужа сего этот отзыв по понятным соображениям изъят. В Германии Гитлера Карл Маркс был изъят вообще. Уже в британской зоне Германии мне удалось получить английское издание К. Маркса и сделать из него нужные мне выписки. Со времен этой «зоны» в двух моих чемоданах с выписками рылось шесть таможенных предприятий. Что они искали в этих выписках, мне неизвестно и до сих пор. Со времени моего приезда в Южную Америку я, волею судеб («Судьба – это политика»), меняю местопребывание свое уже в восьмой раз. Полное собрание моих выписок представляет собою перепутанную кучу обрывков бумаги, иногда спрессованных под очень большим давлением. Для того чтобы привести эту кучу хоть в кое-какой порядок, нужно не меньше свободного месяца. И нужна рабочая комната. У меня нет ни того, ни другого.

   «Народная монархия» (в первоначальном варианте «Белая Империя») переделывалась и переписывалась заново четыре раза. Первые два варианта были уничтожены по их ненадобности. Последний был дан в переписку в Гамбурге. Около двухсот страниц этого последнего варианта утеряны, но остался предыдущий вариант… Для «научной работы» моя обстановка не годится никуда.

   Первый выпуск «Народной монархии» был, впрочем, написан совершенно заново, уже здесь, в Уругвае. Но он является только «схемой». [14]


Окончание


   Публикация первой части книги («Основные положения») началась в «Нашей Стране» в 1951 г. – в виде страниц, которые можно было самостоятельно вырезать из газеты и сброшюровать. К осени первый выпуск вышел и отдельной книжкой, причем использовался тот же газетный набор. Не все читатели восприняли такой вариант издания «с продолжением». Совсем скоро И. Л. Солоневичу пришлось давать объяснения через «Нашу Страну»:

   «Ряд читателей «Нашей страны» и сторонников народно-монархического движения выражают свое недовольство, иногда в очень резкой форме, тем фактом, что «народная монархия» вместо того чтобы сразу выйти в свет отдельным изданием, предлагается читателям «через час по чайной ложке». Портится впечатление, обрывается нить мыслей, теряется цельность плана. <…>

   По тем неофициальным данным, которыми я располагаю, «Наша страна» по тиражу стоит на третьем месте в эмиграции – две с половиной тысячи. Несколько больший тираж имеют «Русская мысль» и «Новое русское слово»; впрочем, последнее – это американская газета на русском языке: орган русского национального меньшинства в Америке. Однако «Наша страна» является в реальности самым читаемым органом зарубежья: чрезвычайно высокая цена приводит к тому, что <…> газета покупается в складчину, читается «до дыр» и подшивается в комплекты. Так, в Буэнос-Айресе до войны «Голос России» имел семь подписчиков, а когда я приехал туда, мне было предложено три полных комплекта. По данным некоторых опросов, мы определяем число наших постоянных читателей в среднем цифрой около пятнадцати тысяч.

   Это значит, «Народная монархия», при печатании ее в газете, автоматически будет прочитана по меньшей мере пятнадцатью тысячами людей.

   <…> при отдельном издании «Народной монархии» мы могли бы рассчитывать на цифру в тысячу тиража – цифру, которой мы достигли бы через год или два.

   В силу этого был изобретен компромисс: «Народная монархия» печатается в газете и тот же набор используется для отдельного издания. Кредит, полученный для этого издания, употребляется одновременно и для «Народной монархии», и для перехода газеты на еженедельный выпуск» [15] (более года «Наша Страна» выходила один раз в две недели).

   До кончины И. Л. Солоневича, которая наступила 24 апреля 1953 г., отдельными выпусками вышли первые три части «Народной Монархии» – «Основные положения», «Дух народа» и «Киев и Москва». И половина четвертой части («Москва при первых Романовых») была опубликована на страницах газеты. В номере от 2 мая 1953 г., содержавшем известие о смерти писателя, помещено сообщение следующего содержания:

   «Редакция считает своим долгом оповестить подписчиков и читателей «НАШЕЙ СТРАНЫ» о том, что в с я р у к о п и с ь НАРОДНОЙ МОНАРХИИ находится в портфеле редакции и, таким образом, печатание ее в газете и выпуск отдельным изданием полностью гарантированы. Труд, которому Иван Лукьянович посвятил большую часть своей жизни, дойдет до читателей, до р у с с к о г о н а р о д а, которому он посвящен, для которого он написан». [16]

   Последняя, пятая часть, вышла в свет в 1954 г. А уже на следующий год начало выходить второе издание (1955-1958) – в четырех книгах (части 3 и 4 были объединены под одной обложкой).

   Еще два эмигрантских издания состоялись в 1970-е гг.: сначала одним томом «Народную Монархию» издала «Наша Страна» [17], а затем – также в виде одной книги, но с раздельной пагинацией частей (по первому изданию) сан-францисское издательство «Глобус». [18] Последнее было осуществлено на личные средства Марины Сергеевны Кингстон.

   Именно благодаря изданиям 1970-х гг. «Народная Монархия» попала в самиздат и оказала определенное влияние на членов ВСХСОН.

   С 1991 г. труд всей жизни И. Л. Солоневича начали издавать на Родине. Первое издание до сих пор остается самым масштабным: издательство «Феникс» выпустив репринт с третьего издания «Народной Монархии» 40-тысячным тиражом, насытило книжный рынок на несколько лет вперед. [19] Эстафету подхватило минское издательство «Лучи Софии» в 1998 г. [20]

   Настоящий прорыв наступил в XXI веке. «Народную Монархию» издали: сначала московское Некоммерческое партнерство «Центр поддержки культуры и развития информационных технологий» (в издание включены также Тезисы Народно-Имперского движения), а затем коммерческие издательства – «Эксмо» и «РИМИС». Два последних выпускали работу Солоневича в составе книжных серий. Соответственно: «Имперское мышление» и «Лучшие произведения XX века». [21]

   На этом библиографический очерк можно было бы считать законченным. Но тема нашего доклада не ограничивается библиографическими рамками.

   Обстоятельных исследований, посвященных «Народной Монархии», несмотря на значительное число вышеприведенных изданий, к настоящему моменту не появилось. Надо быть как минимум историком (а еще лучше – одновременно и историком, и социологом, и философом), чтобы всесторонне проанализировать труд И. Л. Солоневича. Очевидно, специалистов столь широкого профиля просто не имеется в наличии. Не претендуя на лавры представителей науки, попробуем наметить хотя бы магистральные пути для исследователей.

   В первую очередь, необходимо определиться с термином «народная монархия». Наибольшее распространение он получил в историографии, посвященной Франции.

   «Наполеон, – пишет советский историк Е. В. Тарле, – еще в 1816 г., в начале своего пребывания на острове Св. Елены, высказывал убеждение, что его сын еще будет царствовать, так как во Франции отныне можно опираться, только «на массы», значит: или республика, или популярная, «народная» монархия». [22]

   А вот как один современный исследователь описывает события 1830 г.:

   «Утром 31 июля его <Лафайета> посетил в Ратуше муж его внучки Шарль де Ремюза, который поставил вопрос ребром: «Либо сохранится монархия, и герцог Орлеанский будет королем; либо учредят республику, и вы будете ее президентом. Готовы ли вы взять на себя такую ответственность?».

   Старый генерал после долгих колебаний решил поддержать кандидатуру Луи Филиппа.

   Во время встречи с претендентом на трон Лафайет заявил, что сегодня французскому народу нужна народная монархия, окруженная республиканскими институтами. Вложив в руку Луи Филиппа трехцветное знамя, он вывел его на балкон и на виду у многотысячной толпы обнял его. Эта сцена произвела должное впечатление - любящие неожиданные эффекты парижане начали кричать: «Да здравствует Лафайет! Да здравствует герцог Орлеанский!» [23]

   Русский историк, юрист, социолог, этнограф, один из лидеров Партии демократических реформ М. М. Ковалевский (1851-1916), кажется, первым перевел словосочетание «народная монархия» с французского на родной язык. По крайней мере, два из четырех томов его работы «Происхождение современной демократии» имеют в своем названии эту формулу – Народная Монархия. [24]

   Президентская республика, установившаяся во Франции в 1958 г. при генерале де Голле, называлась современниками «республиканской монархией». А сам генерал предпочитал другой термин («народная монархия»). [25]

   Невольно вспоминаются слова И. Л. Солоневича о том, что «монархия без прилагательного не означает ничего». Как видим, и с прилагательным смысл может быть очень разный. Особенно отчетливо это проявляется в наши дни. Вот, например, как в 2001 г. «Независимая газета» оценивает политическую ситуацию в Российской Федерации: «Курс нового президента на укрощение строптивых элит не мог не сопровождаться стремлением опереться на массовые слои населения. Это нашло выражение в реконструкции модели «народной монархии» в треугольнике верховная власть-элиты-массовые слои населения». [26]

   Ну и, естественно, нельзя обойти вниманием современную Норвегию, где «народная монархия» является практически официальным термином. По информации журнала «Итоги», народность монархии в этой скандинавской стране выражается почти исключительно в том, что царствующая особа может вступать в морганатический брак. [27]

   Даже поверхностное ознакомление с трудом И. Л. Солоневича позволит сделать вывод, что под «Народной Монархией» Иван Лукьянович подразумевал вовсе не мезальянсы и республиканские институты.

   Хорошо знавший всемирную историю И. Л. Солоневич, скорее всего, интуитивно чувствовал расплывчатость вводимого им в политический оборот термина. Незадолго до кончины в одной из статей он проявляет это сомнение: «Голос России» и «Тезисы», - пишет Солоневич, - были первой струей народной, всенародной, или, что звучало бы лучше, «Земской Монархии». [28]

   Чувство неудовлетворенности по отношению к «Народной Монархии», вообще, было главным – ранее совсем нехарактерным для Солоневича.

   «Мое личное мнение о «Народной монархии» сводится к следующему, - писал он в 1952 г. – Это есть совершенно необходимая работа, сделанная неудовлетворительно. [29] <…>

   Если я не ошибаюсь очень уж катастрофически, то в России она будет отвечать всей «тенденции развития» новой и по-настоящему национальной России. И вот именно поэтому я еще и еще раз обращаюсь с просьбой к нашим друзьям исправить все ее ошибки, описки и даже опечатки. Я не историк. Объем моей «эрудиции» очень разносторонен – от Клаузевица до Маркса – и от психоанализа до оккультизма. Но в исторической работе, какой по существу является «Народная монархия», моих знаний мне не хватает. И в этой работе могут быть ошибки. Их нужно исправить уже здесь, а не ожидать того, чтобы наши противники стали бы публично исправлять их в России. Первые два выпуска, «Основные положения» и «Дух народа», имеют очень общий характер, и в них фактические ошибки и пропуски очень маловероятны, хотя, может быть, есть и они. В дальнейших выпусках этих ошибок и пробелов будет больше. Их нужно ликвидировать уже здесь, чтобы к моменту падения пресловутого занавеса мы имели бы «катехизис», по мере возможности неуязвимый ни для какой критики…» [30]

   «Работа над ошибками», о которой писал Солоневич, не только не сделана по сию пору, но даже и начата. А то, что фактические ошибки есть – это несомненно. Приведем только два примера. Но оговоримся, что авторство исправлений принадлежит не нам.

   В первом случае, касающемся как раз второй части «Дух народа», о которой Солоневич не так сильно беспокоился, автор поправки остается неизвестным. В имеющемся у нас экземпляре второго выпуска издания 1958 г. есть пометка авторучкой, которая на поверку оказалась справедливой. У И. Л. Солоневича читаем: «Первое занятие Киева поляками случилось в 1069 году – в Киев ворвался князь Болеслав Храбрый и с трудом ушел оттуда живьем…». [31] В действительности речь должна идти о другом Болеславе – по прозванию Смелый. Прозвища князей, конечно, очень похожи, так что ошибка легко объяснима.

   Вторая ошибка (скорее даже нужно говорить об описке) выглядит уж совсем вопиющей. Настолько, что узревший ее проф. И. А. Ильин в письме к В. Ф. Баумгартену, ныне опубликованном, обвинил Солоневича в невежестве. [32]

   «Иван Грозный и каялся и казнился, - написано в четвертой части «Народной Монархии». – А Алексей Михайлович организовал всенародное покаяние перед гробом убитого по приказу Грозного митрополита Филарета». [33] Понятно, что имелся в виду св. Митрополит Филипп (Колычев), а вот как он превратился в Филарета – загадка.

   Вместо того, чтобы исправить подобные ошибки, издательство «Наша Страна» зачем-то вносило изменения в названия глав и частей, которые продолжают тиражироваться новыми издателями. Так, четвертая часть в первом издании (набор осуществлен при жизни И. Л.) называлась «Москва при первых Романовых», а во всех последующих (кроме четвертого издания, которое репринт) – просто «Москва». При том, что часть третья называется «Киев и Москва», это, по меньшей мере, странно.

   Аналогичная метаморфоза произошла с первой главой этой же четвертой части. Было: «Московская правительственная система», стало: «Московская система».

   Составить исчерпывающий перечень ошибок и искажений авторского замысла и оформить их в виде примечаний к авторскому тексту «Народной Монархии» - дело чести современных монархистов.

   Ведь и к нам обращался Иван Лукьянович Солоневич, когда писал свое политическое завещание:

   «Народная монархия» не предназначена для легкого чтения <…> Ее нужно обдумать, и ее нужно проверить в бою или, по крайней мере, на стрельбище. Для этого есть только один путь – дискуссия. Другого пути нет. Когда наша идея победит, тогда будут нужны и просто исполнители. От победы мы еще далеки – трудно сказать, насколько именно. <…>

   <…> «Народная монархия» предназначается для того же, для чего в свое время предназначался «Капитал» Карла Маркса. Конечно, было бы хорошо издать все – тогда получилось бы по объему два Марксовых тома. Но это практически невозможно. В данном издании изложена только схема. Ее нужно разрабатывать и дальше. Ее нужно пропагандировать. Ее нужно проверять и исполнять: будет ведь когда-то время, когда можно будет издать все, и это «все» должно быть очень сильно исправлено и пополнено.

   У каждого из нас есть свой круг знакомых, не вполне безразличных к сегодняшним и завтрашним судьбам нашей Родины. Попробуйте собираться хотя бы раз в месяц, хотя бы и небольшой группой, и обсуждать основные пункты нашей идеологии. Очень нужны инакомыслящие: может быть, вам удастся их переубедить и, может быть, придется выслушать доводы, нами еще не предусмотренные. «Идейное завоевание» начните с вашего окружения: всякое завоевание начинается из дома. Критикуйте «Народную монархию» в меру ваших сил, критика нам очень нужна. Непредусмотренный довод – это очень опасный довод. Ложный довод может быть убийственным: наши противники тоже не лыком шиты и наши сильные места они атаковать не будут – это аксиома всякой стратегии, в том числе политической. Это только в эмиграции можно гордо завернуться в свои юбилейные тоги и не пустить ни одного «оглашенного» и на порог, в России это будет невозможно.

   <…> В первое время революции большевики говорили: «наше оружие – наше слово». Теперь времена изменились, слово стало нашим оружием. Научитесь им пользоваться». [34]





Примечания:


[1] Солоневич И. Л. По поводу «Народной Монархии» // Солоневич И. Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. – М.: Москва, 2003. – С. 346.

[2] Войцеховский С. Л. Завещание И. Л. Солоневича // Наша страна. – 1953. – 27 июня; № 180.

[3] Смолин М. Б. «Я, конечно, русский империалист…» // Солоневич И. Л. Белая империя. – М.: Москва, 1997. – С. 12.

[4] Солоневич И. Л. По эмигрантским ступенькам // Наша Газета. – 1940. – № 65; 18 января. Цит. по: Чистяков К. А. Убить за Россию!: Из истории русского эмигрантского «активизма». 1918-1939 гг. – М.: Изд-во Ипполитова, 2000. – С. 80.

[5] Смолин М. Б. Указ. соч. – С. 12-13.

[6] Солоневич И. Л. Белая Империя. – Шанхай: Дальневосточная группа Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения, 1941. – 205 с.

[7] Позов Авраам Самуилович (1890-1984) – врач, публицист, философ и богослов.

[8] Солоневич И. Л. Белая Империя. – М.: Москва, 1997. – 368 с.

[9] Политические тезисы Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения. – София: Изд. Всеволод Левашов, 1940. – 67 с.; То же: <Циндао>, 1941. – 83 с.

[10] Основы штабс-капитанского движения. – <София: Изд. Вс. Левашов, 1940>. Текст см.: Бойков В. И. Л. Солоневич и Эстония // Труды Русского исследовательского центра в Эстонии. – Таллин, 2001. – С. 62-69.

[11] Смолин М. Б. Указ. соч. – С. 13.

[12] Солоневич И. Л. Диктатура импотентов: Социализм, его пророчества и их реализация. Ч. 1. – Буэнос-Айрес: [Наша Cтрана], 1949. – С. 238-239.

[13] Казанцев Н. Устремленный в будущее: К 30-летию со смерти В. К. Левашова-Дубровского // Наша Страна, Буэнос-Айрес. – 1996. - № 2407-2408.

[14] Солоневич И. Л. По поводу «Народной Монархии» // Наша страна. – 1952. – 3 мая; № 120. Цит. по: Солоневич И. Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. – М.: Москва, 2003. – С. 339-340.

[15] К изданию «Народной Монархии» // Наша страна. 1951. – № 78; 14 июля. Цит. по: Солоневич И. Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. - С. 315-317.

[16] Наша Страна. – 1953. – № 172; 2 мая.

[17] Солоневич И. Л. Народная Монархия. – Буэнос-Айрес: Наша страна, 1973. – 494 с.

[18] Солоневич И. Л. Народная Монархия. – Сан-Франциско: Глобус, 1978. – 576 с.

[19] Солоневич И. Л. Народная Монархия. – М.: Феникс, 1991. – 512 с.

[20] Солоневич И. Л. Народная Монархия. – Минск: Лучи Софии, 1998. – 503 с.

[21] Солоневич И. Л. Народная Монархия. – М.: Некоммерч. партнерство «Центр поддержки культуры и развития информ. технологий», 2002. - 623 с.; Солоневич И. Л. Народная Монархия. – М.: Эксмо пресс, 2003. – 608 с.; Солоневич И. Л. Народная Монархия. – М.: РИМИС, 2005. – 472 с. - (Лучшие произведения XX века).

[22] Тарле. Е. В. Наполеон. Гл. 17. Остров Св. Елены. 1815-1821 гг.

[23] Власов В. И. Влияние: (Социал.-полит. аспект) / В. И. Власов; М-во образования Рос. Федерации, Рост. гос. экон. акад. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1999. – 204 с.

[24] Ковалевский М. М. Происхождение современной демократии. Т. 1-4. – М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1895-1897. Т. 2. [Народная монархия. Разбор социального и политического законодательства конституанты]. – 1895. – X, 572 с. Т. 3. [Народная монархия]. – 1897. – 336 с.

[25] См., напр.: «Из кризиса 1958 года Франция вышла, изменив свой конституционный режим. Была принята и одобрена 79% избирателей на референдуме конституция Пятой Республики. Сохраняя все основные демократические институты, она делала средоточием власти не парламент, а президента. Ему предоставлялись настолько огромные полномочия, что наблюдатели нередко для обозначения этого режима употребляли выражение "республиканская монархия", сам де Голль предпочитал другое — "народная монархия", а в правоведении Францию квалифицируют как "президентскую республику». (Селезнева Л. Мировой опыт ненасильственного разрешения социальных конфликтов // Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирования. Технологии разрешения. Вып. 5. – М.: РАН: Институт социологии: Центр конфликтологии; Межд. центр общечеловеческих ценностей, 1993).

[26] Гаман-Голутвина О. От коронации к инаугурации или от инаугурации к коронации?: Истоки и современные особенности российской тенденции концентрации власти // Независимая газета. – 2001. – 5 мая.

[27] Панкратова С. Ушли в народ и не вернулись // Итоги. – 2002. - № 19 (309); 14 мая.

[28] Солоневич И. Л. Нашим критическим друзьям // Наша Страна. – 1953. – № 156; 10 января.

[29] Солоневич И. Л. По поводу «Народной Монархии» // Наша страна. – 1952. – 3 мая; № 120. Цит. по: Солоневич И. Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия. – М.: Москва, 200…. – С. 340.

[30] Там же. – С. 346.

[31] Солоневич И. Л. Народная Монархия. - …

[32] Ильин И. А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954). Кн. 2. – М.: Русская книга, 1999. – С. 238-239.

[33] Солоневич И. Л. Народная Монархия. - …

[34] К изданию «Народной Монархии» // Наша страна. 1951. – № 78; 14 июля. Цит. по: Солоневич И. Л. Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия… - С. 318-322.




Източник


Српска Православна Црква

ОДБОР ЗА ЈАСЕНОВАЦ СВЕТОГA АРХИЈЕРЕЈСКОГA САБОРА СРПСКЕ ПРАВОСЛАВНЕ ЦРКВЕ

Помозите обнову Свете српске Царске Лавре - Манастира Хиландара

Епархија Западноевропска 
- Холандија


Српска Православна Парохија 
Светога Василија Великога 
- Хелсингборг

Њ.К.В. Принц Александар Карађорђевић

Њ.К.В. Кнегиња Јелисавета Карађорђевић

Њ.К.В. Кнез Никола и Кнегиња Љиљана Карађорђевић

Њ.К.В. Кнез Димитрије Карађорђевић

Фондација Њ.К.В. Принцезе Катарине Карађорђевић

Фондација Принцезе Јелисавете Карађорђевић

Руски Царски Дом

Грузински Краљевски Дом

Грчки Краљевски Дом

Монархистички Гласник

Друштво Српских Грбоносаца ''Милош Обилић''

Руска хералдичка колегија

Сибирска хералдичка колегија

Burke's Peerage & Gentry International Register of Arms

Хералдички Уметник Срећко Никитовић

Хералдички Уметник Небојша Дикић

Уметничка Радионица ''Завештање''

ПОСМАТРАЧ

Издавачка кућа ''Конрас''

Каљевски Ред Витезова

Равногорски Покрет Вишеград

Савез Православних Хоругвоносаца

Русское Имперское Движение

Руске победе

Иконограф
Драган Јовановић







веб мајстор Преузмите банер Преузмите банер